Взаимосвязь перфекционизма и степени удовлетворенности жизнью у людей молодого возраста | diplomniki.ru

Внимание акция!

Скидки 20% на первый заказ

Главная / Взаимосвязь перфекционизма и степени удовлетворенности жизнью у людей молодого возраста

Взаимосвязь перфекционизма и степени удовлетворенности жизнью у людей молодого возраста

Взаимосвязь перфекционизма и степени удовлетворенности жизнью у людей молодого возраста

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Перфекционизм – сложный феномен, который определяется как личностная черта и проявляется в стремлении следовать намеченным завышенным стандартам, к более высокому уровню жизни. Удовлетворенность жизнью является одним из важнейших показателей для оценки качества жизни человека и всего общества. Так как при высоком уровне перфекционизма характерно стремление к установлению и достижению завышенных стандартов и идеалов, то можно сделать предположение о том, что между удовлетворенностью жизнью и перфекционизмом имеется определенная взаимосвязь, понимание которой позволяет улучшить качество жизни субъекта. С одной стороны, перфекционизм, влияя на многие сферы жизнедеятельности человека, может приводить к тому, что субъект перестает быть удовлетворенным результатами своей деятельности, т.к. не достиг в ней максимально установленного им же результата, а с другой – перфекционизм может оказать положительное влияние на формирование мотивации достижения, стимулирует человека к постоянному развитию и самосовершенствованию. Однако, чем больше человек склонен стремиться к завышенным идеалам, тем менее он удовлетворен получаемым результатом, а в конечном итоге, и жизнью в целом. Именно поэтому изучение феномена перфекционизма и его влияния на удовлетворенность жизнью человека является социально значимым и актуальным.

В научной литературе понятие и основные характеристики феномена перфекционизма были широко изучены зарубежными и отечественными психологами (А. Адлер, Д. Бернс, Н.Г. Гаранян, С.Н. Ениколопов, М.В. Ларских, Г. Флетт, З. Фрейд, Р. Фрост, Д. Хамачек, М. Холендер, А.Б. Холмогорова, К. Хорни, А.А. Ясная и др.). Ряд авторов проанализировал виды и проявления перфекционизма в поведении человека (Х. Афшар, П. Годро, И. Клара, Б. Кокс, А. Пачт, А. Томпсон, Г. Флетт, Д. Хамачек, П. Хьюитт, М. Эннс, Дж. Эшби и др.). Некоторые авторы рассматривали особенности влияния перфекционизма на удовлетворенность жизнью (А.В. Зобков, П.М. Дибартоло, И.Е. Нестеренко, Е.Ф. Новгородова, Т.Н. Савченко, Э.К. Чанг, А.А. Ясная и др.).

В то же время, несмотря на широкую представленность психологических исследований перфекционизма у человека, изучение этого феномена осложняется отсутствием достаточно ясного определения факторов (детерминант) этого явления, недостаточно разработанностью методического обеспечения, фрагментарностью и противоречивостью полученных учеными результатов и отсутствием системного видения структуры феномена перфекционизма. Недостаточное теоретическое и эмпирическое изучение проблемы связи перфекционизма и удовлетворенности жизнью у молодых людей свидетельствует об актуальности исследования данного феномена, что обусловило выбор темы исследования: «Взаимосвязь перфекционизма и степени удовлетворенности жизнью у людей молодого возраста».

Объект исследования: перфекционизм личности.

Предмет исследования: взаимосвязь перфекционизма и степени удовлетворенности жизнью у людей молодого возраста.

Цель исследования: теоретически проанализировать и эмпирически выявить взаимосвязь перфекционизма и степени удовлетворенности жизнью у людей молодого возраста для составления практических рекомендаций лицам с высоким уровнем перфекционизма.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать понятие и основные характеристики феномена перфекционизма.

2. Рассмотреть виды и проявления перфекционизма в поведении.

3. Охарактеризовать перфекционизм как фактор удовлетворенности жизнью.

4. Организовать и провести эмпирическое исследование взаимосвязи перфекционизма и степени удовлетворенности жизнью у людей молодого возраста.

5. Проанализировать и обсудить результаты исследования.

6. Предложить практические рекомендации людям молодого возраста с высоким уровнем перфекционизма.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь перфекционизма и степени удовлетворенности жизнью у людей молодого возраста (чем выше уровень перфекционизма, тем ниже степень удовлетворенности жизнью).

Теоретико-методологической основой исследования послужили работы зарубежных (А. Адлер, Д. Бернс, Д. Хамачек, М. Холендер, П. Хьюитт, Р. Фрост, Г. Флетт,) и отечественных (Н.Г. Гаранян, С.Н. Ениколопов, М.В. Ларских, А.Б. Холмогорова, А.А. Ясная) психологов, исследовавших содержание понятия и виды перфекционизма; труды в области анализа удовлетворенности жизнью (Н.В. Андреенкова, М. Аргайл, Н. Брэдбери, Р. Винховен, П.С. Гуревич, Э. Динер, Л.В. Куликов, Н.Н. Мельникова, Б. Ньюгартен, У. Самнер, Р.М. Шамионов, К. Эндрю и др.); исследования в области изучения перфекционизма как фактора удовлетворенности жизнью (А.В. Зобков, И.Е. Нестеренко, Е.Ф. Новгородова, Т.Н. Савченко, А.А. Ясная и др.).

Методологическую основу исследования составляют основные положения постнеоклассической парадигмы (М.С. Гусельцева, Д.А. Леонтьев, Т.М. Титаренко, И.В. Черникова и др.), принципы системного подхода к анализу психологических явлений (Г.Б. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.В. Барабанщикова, Л. фон Берталанфи, Б.Ф. Ломов, Э.Г. Юдин и др.).

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы и источников по проблеме, тестирование, количественный и качественный анализ, методы математической статистики.

Методики психодиагностики:

1. Опросник «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта, адаптация И.И. Грачевой;

2. «Опросник перфекционизма» Н. Г. Гаранян и А. Б. Холмогоровой;

3. Опросник «Удовлетворенность жизнью» Н.Н. Мельниковой;

4. Тест «Индекс жизненной удовлетворенности» (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной.

База исследования: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина. Исследование проводится в онлайн формате посредством Google form.

Характеристика выборки исследования: Объем выборки составил 60 студентов в возрасте от 18 до 25 лет, в т.ч. 30 человек факультета психологии и 30 – факультета информационных технологий.

Теоретическая значимость исследования: заключается в обобщении взглядов зарубежных и отечественных авторов по проблеме взаимосвязи перфекционизма и степени удовлетворенности жизнью у людей молодого возраста и разработке методических рекомендации, которые будут служить основой для коррекции высокого уровня перфекционизма у людей молодого возраста.

Практическая значимость исследования. Эмпирически обоснованные положения ВКР могут составить методическую основу для консультативной практики, направленной на снижение уровня перфекционизма у людей молодого возраста как важного условия повышения удовлетворенности жизнью и личностной эффективности в целом.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав – теоретической и эмпирической, заключения, списка использованной литературы и приложений. Структура работы обусловлена предметом исследования, определена в соответствии с целью работы и необходимостью решения поставленных задач.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА

Понятие и основные характеристики феномена перфекционизма

В данном параграфе мы рассмотрим понятие и основные характеристики феномена перфекционизма.

Слово «перфекционизм» пришло к нам из латинского языка: perfectus – «совершенный». Оно возникло и развивалось в русле философской и религиозной традиции в трудах Аристотеля, И. Канта, Г. Гегеля и других мыслителей. В данной работе мы не ставим своей задачей анализ данных философской концепций [16].

С развитием психологической науки в конце XIX – XX вв. представления о стремлении личности к совершенству получили свое развитие и у ведущих психологов того времени. Первые представления о перфекционизме в психологии стали формироваться в психоаналитических работах о стремлении к совершенству. Теоретизирование перфекционизма действительно началось с работ Альфреда Адлера. Согласно А. Адлеру, чувство неполноценности представляет собой базовый, универсальный элемент человеческого существования. То есть каждый человек испытывает «комплекс неполноценности», с которым можно бороться либо адаптивным, либо неадаптивным способом. А. Адлер подчеркивал единство психологической жизни; он предположил, что в какой-то степени у каждого есть форма психологического движения, которая является целенаправленной и адаптивно ориентированной на преодоление личных трудностей для достижения цели совершенства. Адлер также выдвинул гипотезу о наличии «комплекса превосходства», который призван компенсировать чувство неполноценности и маскировать наличие комплекса неполноценности. У некоторых индивидов комплекс превосходства может быть связан с полным отсутствием социального интереса, поскольку человек «стремится к блеску личных завоеваний». Комплекс превосходства включает в себя сознательное ощущение обладания сверхчеловеческими дарами и способностями, а также склонность предъявлять экстремальные требования как к себе, так и к другим. Комплекс превосходства выражается и переживается своеобразными способами; это источник индивидуальных различий в подходе А. Адлера, известном как «индивидуальная психология». Некоторые люди доводят свое стремление к превосходству до крайности, стремясь к богоподобному совершенству. А. Адлер утверждал, что эти индивиды «постоянно сравнивают себя с недостижимым идеалом совершенства, всегда одержимы чувством неполноценности и подстегиваются им»[1]. Тревога является одним из наиболее ощутимых и очевидных показателей комплекса неполноценности, и Адлер далее заметил, что у некоторых людей развивается невроз навязчивости по мере нарастания чувства тревоги. Они пытаются преодолеть эту тревогу, достигая уровня совершенства, который подчеркивает их превосходство по отношению к другим людям. Таким образом, в теории А. Адлера перфекционизм рассматривается, «с одной стороны, как врожденное стремление к совершенству, с другой стороны, как общий вектор развития личности»[2] [, С. 28]. Перфекционизм характеризуется тревогой, неврозом навязчивости, стремлением к совершенству.

В работах З. Фрейда понятие перфекционизма рассматривается как «невротическая фобия «кажущегося стремления к совершенствованию», способ вытеснения влечений»[3] [, С. 105]. По его мнению, стремление к совершенству представляет собой следствие вытеснения влечений. Если влечения личности нормально не реализованы, они переходят в активность, зачастую нецелесообразную и бесперспективную. Постоянное стремление к совершенствованию является попыткой бегства человека от удовлетворения влечения, а также невротической фобией.

В теории К.Г. Юнга стремление к совершенству – это «врожденное свойство человека, которое определяется наличием в сознании человека желания быть индивидуальностью. Ученый считал, что именно стремление к самости является одним из мощнейших корней цивилизации»[4] [, С. 374]. В концепции К.Г. Юнга, «коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов. Само стремление к совершенству он считал «архитипичным», обладающим большой силой влияния на сознание человека, при этом с негативной окраской. Личность, желающая скрыть свое несовершенство, предъявляет миру благополучный, но не подлинный образ Я, не признает свои ошибки и слабости. Юнг обращал внимание на наличие насилия в этом стремлении, которое выражается неограниченно и агрессивно»[5].

К. Хорни трактовала перфекционизм, «как желание достичь совершенства в качестве подтверждения актуальности идеализированного «я»»[6]. Ключевой момент, поднятым К. Хорни), заключается в том, что перфекционизм и идеализированный образ способствуют возникновению целого ряда негативных эмоций, которые выходят за рамки очевидных связей с тревогой. В частности, К. Хорни сосредоточилась на форме гнева, которая часто направлена не только на других, но и на самого себя, когда становится очевидным, что человек не в состоянии соответствовать идеализированному образу совершенного «я». Глубокое чувство гнева и враждебности, по-видимому, пронизывает многих людей, склонных к перфекционизму. Этот гнев, хотя и не всегда сразу проявляется или выражается открыто, направлен как на самого себя, так и на других. Наконец, К. Хорни также отказалась от представления о том, что перфекционизм – это самоопределяющаяся позитивная форма стремления. Она подчеркнула, что перфекционизм на самом деле является отражением «внутреннего принуждения» или «внутреннего давления», которое часто направлено совместно на себя и на других. К. Хорни утверждала, что давление может прогрессировать до такой степени, что «личность оказывается стесненной авторитетным контролем идеализированного образа»[7]. Таким образом, К. Хорни считала, что невротическая личность стремится переделать себя в совершенство особого вида, которому приписываются особенные черты идеализированного образа.

Таким образом, в психоаналитических теориях стремление к совершенству, перфекционизм рассматривается как врожденное качество личности, помогающее ей достигать высшей точки саморазвития, а также как некая нежелательная черта, свойственная невротичной личности и мешающая реализации подлинного образа Я.

Сам термин «перфекционизм» обязан своим возникновением американским психологам М. Холлендеру и В. Миссилдайну. Они в 1965 году опубликовали статью «Перфекционизм», в которой определили данное понятие как «изначально негативную черту личности, которая проявляется в нереалистичном требовании к себе или другим добиваться хороших результатов всегда и везде, повседневную практику предъявления к себе требований более высокого качества выполнения деятельности, чем того требуют обстоятельства»[8] [, P. 384]. Затем понятие конструкта перфикционизма включило в себя еще несколько параметров: способ мышления по принципу «все или ничего» и выборочная концентрация на ошибках. Эти представления фокусировались на когнитивных аспектах перфекционизма. Авторы считали, что данная черта мешает личности, так как обуславливает жесткую самокритику и приносит множество психических трудностей [8].

Р. Бернс утверждал, что перфекционизм является особой сетью когниций, в число которых входят оценки окружающих и самого себя, интерпретации событий, а также ожидания индивида. В соответствии с его описанием, страдающие перфекционизмом индивиды тяготеют к определению своей ценности в рамках эффективности и достижений, к импульсивному стремлению к невозможным целям, а также установлению стандартов, являющихся не реалистично высоким. Автор также уточнял, что в этом термине содержится когнитивный параметр, представляющий собой мышление в понятиях «либо все, либо ничего», допускающим лишь два варианта деятельности: либо полный крах, либо соответствие высоким стандартам [26].

Большой вклад в развитие и объяснение феномена перфекционизма внесли психологи когнитивно-бихевиорального направления А. Эллис и Д. Бернс. А. Эллис относил перфекционизм к иррациональным убеждениям, которые связаны с депрессией. Д. Бернс представлял перфекционизм как сеть убеждений, для которой характерны завышение личностных стандартов, постановка недостижимых целей и т.д. Позже Д. Бернс представляет перфекционизм как мышление в терминах «все или ничего». Все это, по его мнению, зарождается в детско-родительских отношениях. Также Д. Бернсом была создана первая шкала перфекционизма, включающая 10 пунктов, но она не получила широкого применения [37].

По результатам контент-анализа источников определений перфекционизма Е.Ф. Талаш выделяет наиболее популярные интерпретации этого явления: результат чрезмерно высоких стандартов деятельности; предъявление требований себе; стремление к совершенству; дисфункциональная черта личности. Обобщая результаты исследования, автор понимает под перфекционизмом «результат завышенных стандартов деятельности, предъявляемых себе личностью, аномально стремящейся к совершенству… устойчивую личностную черту, отражающую стремление человека к совершенству, к безупречности в действиях, к максимальному уровню достижений»[9].

Таким образом, перфекционизм является излишне проявленными требованиями индивида к себе в категориях качества и количества деятельности. В данном исследовании под перфекционизмом мы будем понимать совокупность психологических свойств, создающих уязвимость личностной структуры по отношению к эмоциональным влияниям.

На сегодняшний день ясно, что понятие перфекционизм обладает множеством значений и применяется для обозначения различных смыслов. Этим обусловлена то, что ни одно определение феномена не стало общепринятым, однако в рамках отечественной психологии в независимости от сравнительно недавно возникшего интереса ученых к понятию, эта проблематика разрабатывается тщательно, глубоко и основательно [11].

Активно феномен перфекционизма исследовали две группы ученых. П. Хьюитт возглавлял работу канадских ученых, которые считали, что перфекционизм выступает не статичной личностной характеристикой, а комплексным сложным явлением, обладающим множеством факторов. Кроме того, исследователи фокусирование внимание на межличностной коммуникации в вопросе развития и возникновения перфекционизма. Ученые также смогли подтвердить в развитии перфекционизма значимость социального аспекта. Г. Флетт, П. Хьюитт, Д. Дайк определили перфекционизм как распространенный невротический стиль[10]. П. Хьюитт и Г. Флетт полагают, что перфекционизм возникает главным образом из-за неправильного когнитивного манипулирования идеальным «Я». В ранних исследованиях перфекционизма большинство исследователей рассматривали перфекционизм как черту личности с отрицательной самооценкой, характеризующуюся стремлением к совершенству и постановкой целей чрезмерной производительности и сопровождающуюся тенденцией слишком жесткой оценки поведения[11].

Под руководством Р. Фроста группа британских психологов, которые разработали инструмент тестирования разных параметров перфекционизма, таких как многомерная шкала, при этом канадские исследователи также разработали диагностический инструмент с таким же названием, однако выдвигали в нем альтернативные представления о структуре понятия. Ученые считали перфекционизм комплексным и сложным явлением, обладающим собственным воздействием на ощущения, поведение индивида, генезисом и структурой. Р. Фрост, П. Мартен, К. Лахарт и Р. Розенблэйт определили перфекционизм как «установление чрезмерно высоких стандартов самовыражения, сопровождаемое чрезмерно критической самооценкой»[12]. ᱹ

В психологической науке можно выделить 4 основных концепций перфекционизма: британскую (Р. Фрост), канадскую (П. Хьюитт, Г. Флетт), американскую (Р. Слэйни) и российскую (Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова, Т. Ю. Юдеева). Ученые представляет перфекционизм как явление со сложной структурой, включающей несколько параметров. Остановимся подробнее на данных концепциях.

В британской концепции представлены 6 компонентов перфекционизма: высокие личные стандарты, озабоченность ошибками, неуверенность в собственных действиях, высокие родительские ожидания, родительская критика, стремление к порядку и организованности. Как мы видим, в данной концепции выделены два вектора анализа: детско-родительские отношения и результаты деятельности.

Канадские ученые в основу своей концепции положили принцип направленности (на себя или на других). Также они уделяют особое внимание социальным аспектам перфекционизма.

Американская модель уже конкретно различает адаптивный и дезадаптивный перфекционизм. Изначально авторы выделили пять компонентов: высокие личные стандарты, стремление к порядку, трудности в межличностных отношениях, тревога при выполнении заданий, прокрастинация. Позднее авторы исключили из модели последние три компонента, поскольку они могут быть следствием перфекционизма или сопутствовать ему [52].

Проблема психологической структуры перфекционизма не обошла и российское научное сообщество. Первыми из ведущих исследователей в этой области являются А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян, Т. Ю. Юдеева, которые создали свою модель перфекционизма и включили в нее следующие компоненты [14]:

-восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания;

-завышенные притязания и требования к себе;

-персонализация, высокие стандарты деятельности при ориентации на опыт успешных людей;

-фиксация на неудачах при игнорировании собственных достижений;

-поляризованное мышление по принципу «все или ничего».

Наиболее признанной на постсоветском пространстве выступает предложенная Н. Г. Гаранян модель, базирующаяся на поведенческих и когнитивных аспектах перфекционизма [29].

Данная модель состоит из таких элементов, как [16]:

-самоконтроль;

-излишние требования личности к другим;

-требовательность к себе и завышенная степень притязаний;

-ориентация лишь на самых успешных и лучших при общем завышении целей и стандартов;

-поляризация мышления, при которой средний результат не принимается, а недостижение идеального эффекта считается провалом;

-восприятие окружающих в качестве делегирующих завышенные требования;

-завышение при обесценивании успехов и достижений значения своих неудач и ошибок.

Эта модель является наиболее информативной и полной, но изначально она апробировалась и разрабатывалась исключительно в рамках клинической психологии, из-за чего не способна полностью быть перенесенной на выборку здоровых личностей без дополнительных исследований.

Таким образом, на данный момент мы имеем как минимум четыре самостоятельных концепций перфекционизма, которые во многом различны, но в тоже время имеют и много общего, в частности, все они отмечают сложность данного явления, его неоднозначность для личности.

Перфекционизм состоит из личностного, проявляющегося в желании достичь совершенства, и социально-направленного, где значимую позицию занимает оценка других.

Можно выделить несколько аспектов перфекционизма, включая высокие личные стандарты и предпочтение порядка и организованности, были связаны с позитивными рабочими привычками и высоким стремлением к достижениям. Таким образом, полезна другая модель совершенства, которая включает в себя хорошее и плохое.

Объединив характеристики нескольких измерений перфекционизма, исследователи еще больше уточнили определение перфекционизма, разделив его на две широкие категории[13].

Перфекционистские стремления: положительная сторона перфекционизма, связанная с установкой высоких личных стандартов и стремлением к совершенству.

Перфекционистские опасения: негативная сторона перфекционизма, в том числе сомнение в своих действиях и чрезмерная озабоченность совершением ошибок.

Многие исследования подтверждают эту модель. Исследователи установили связь между этими измерениями и личностными качествами[14]. Перфекционистские стремления были связаны с невротизмом, низкой доброжелательностью и низкой экстраверсией, тогда как перфекционистские стремления были связаны с добросовестностью. В другом исследовании метаанализ показал, что перфекционистские стремления способствовали академическим достижениям, но перфекционистские опасения мешали им[15].

Перфекционистские стремления могут привести к тому, что мы ставим перед собой амбициозные цели, поддерживаем высокие стандарты, усердно работаем, ориентируемся на достижения и стремимся к росту и новым вызовам[16]. С другой стороны, перфекционистские опасения могут быть неадекватными, заставляя нас избегать проблем, бояться неудачи и развивать низкую самооценку. Дело в том, что некоторые аспекты перфекционизма могут быть полезны, но только в том случае, если мы сможем держать под контролем вредную сторону перфекционизма.

К коррелирующим с перфекционизмом нарушениям относятся нарушения в межличностном взаимодействии, тревожные и депрессивные расстройства, отсутствие чувства принадлежности, попытки и мысли о самоубийстве, избегающее поведение, анорексия, страх неудачи и провалов, а также социальные фобии.

Негативное влияние перфекционизма на психическое здоровье проявляется главным образом при психологических расстройствах и психосоматических заболеваниях. В предыдущих исследованиях было обнаружено, что перфекционизм связан с различными психопатологическими явлениями, такими как депрессия, тревога, навязчивые идеи, расстройства пищевого поведения и психосоматические расстройства[17].

Депрессия – наиболее распространенное проявление перфекционистов. М. Эннс и др. пришли к выводу, что люди с чертами перфекционизма склонны к чувству стресса и депрессии[18]. С. Хуприч с коллегами изучали клинических пациентов с депрессией и обнаружил, что перфекционизм значительно связан с депрессией[19]. Дж. Белл утверждал, что перфекционист склонен к неудачам, гневу, тревоге, беспомощности и разочарованию, депрессии и суицидальными идеями[20]. Эгоцентричный и социально предписанный перфекционизм связан с депрессией[21]. Э. Чанг с коллегами изучили 121 студента колледжа и обнаружили, что родительские ожидания и сомнения относительно действий при перфекционизме значительно положительно предсказывают уровень депрессии[22]. К. Ноубл, Дж. Эшби и П. Гнилка обнаружили, что разные типы перфекционистов имеют значительные различия в уровне депрессии. В частности, уровни депрессии от высокого, среднего до низкого: неадаптивные перфекционисты, неперфекционисты и адаптивные перфекционисты. По сравнению с неадаптивными перфекционистами и неперфекционистами, адаптивные перфекционисты реже используют стратегии избегания, что также объясняет более низкий уровень депрессии адаптивных перфекционистов[23].

В исследованиях авторов также была выявлена связь перфекционизма и тревоги, социофобии при которой пациенты уделяют больше деталей взаимодействию с другими, не верят в свою способность общаться и бояться совершить ошибки в общении, что приводит в последующем к изоляции[24].

В других исследованиях была выявлена взаимосвязь перфекционизма с расстройствами пищевого поведения. Так, при эгоцентричном и социально предписанном перфекционизме у испытуемых возникали автоматические мысли о булимии и перееданием[25]; проявлялись симптомы нервной анорексии[26]. Х. Ван и Дж. Ли обнаружили, что «положительный перфекционизм отрицательно связан с эмоциональным питанием, а отрицательный перфекционизм положительно связан с эмоциональным питанием»[27].

Положительное влияние перфекционизма на психическое здоровье проявляется главным образом во влиянии положительного перфекционизма на эмоции и удовлетворенность жизнью человека. В многочисленных исследованиях было выявлено, что при положительном перфекционизме наблюдается положительные эмоции, связанные с обучением, проявлением положительных эмоций, удовлетворенностью жизнью в целом, а негативный перфекционизм приводит к проявлению негативных чувств и неудовлетворенностью жизнью[28].

[1] Адлер, А. О стремлении к превосходству / А. Адлер. – СПб.: Астер-Х, 2017. – 44 с. С. 35-36.

[2] Адлер, А. О стремлении к превосходству / А. Адлер. – СПб.: Астер-Х, 2017. – 44 с. С. 28.

[3] Фрейд, 3. По ту сторону принципа удовольствия / 3. Фрейд. – М.: Фолио, 2010. – 188 с.

[4] Юнг, К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. – М.: «ПрогрессУниверс», 2014. – 715 с. С. 374.

[5] Юнг К. Г. AION. Исследование феноменологии самости / Пер. М.А. Собуцкого. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997. 336 с. С. 44-45.

[6] Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. – М.: Прогресс, 1993. – 478 с. С. 123.

[7] Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. – М.: Прогресс, 1993. – 478 с. С. 123.

[8] Hollender, M. Perfectionism, a neglected personality-trait / M. Hollender // Journal of Clinical Psychiatry. – 1978. – № 39. – P. 384.

[9] Талаш Е.Ф. Отражение феномена перфекционизма в российских научных публикациях // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2012. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-fenomena-perfektsionizma-v-rossiyskih-nauchnyh-publikatsiyah (дата обращения: 30.11.2023).2012. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-fenomena-perfektsionizma-v-rossiyskih-nauchnyh-publikatsiyah (дата обращения: 30.11.2023).

[10] Flett, G. L., Hewitt, P. L., & Dyck, D. G. (1989). Self-Oriented Perfectionism, Neuroticism and Anxiety. Personality & Individual Differences, 10, 731-735.

[11] Flett, G. L., & Hewitt, P. L. (2002). Perfectionism and Maladjustment: An Overview of Theoretical, Definitional, and Treatment Issues. In G. L. Flett & P. L. Hewitt (Eds.), Perfectionism: Theory, Research, and Treatment (pp. 5-31).

[12] Frost, R. O., Marten, P., Lahart, C., & Rosenblate, R. (1990). The Dimensions of Perfectionism. Cognitive Therapy and Research, 14, 449-468.

[13] Stoeber, J., & Otto, K. (2006). Positive Conceptions of Perfectionism: Approaches, Evidence, Challenges. Personality and Social Psychology Review, 10(4), 295–319.

[14] Smith, M. M., Sherry, S. B., Vidovic, V., Saklofske, D. H., Stoeber, J., & Benoit, A. (2019). Perfectionism and the five-factor model of personality: A meta-analytic review. Personality and Social Psychology Review, 23(4), 367-390.

[15] Madigan, D. J. (2019). A meta-analysis of perfectionism and academic achievement.

[16] Woodfin, V., Binder, P. E., & Molde, H. (2020). The Psychometric Properties of the Frost Multidimensional Perfectionism Scale–Brief. Frontiers in Psychology, 11, 18-60.

[17] Egan, S. J., Wade, T. D., Shafran, R. (2011). Perfectionism as a Transdiagnostic Process: A Clinical Review. Clinical Psychology Review, 31, 203-212.

[18] Enns, M. W., Cox, B. J., & Clara, I. (2002). Adaptive and Maladaptive Perfectionism: Developmental Origins and Association with Depression Proneness. Personality and Individual Differences, 33, 921-935.

[19] Huprich, S. K., Porcerelli, J., Keaschuk, R., Binienda, J., & Engle, B. (2010). Depressive Personality Disorder, Dysthymia, and Their Relationship to Perfectionism. Depression and Anxiety, 25, 207-217.

[20] Bell, J., Stanley, N., Mallon, S., & Manthorpe, J. (2010). The Role of Perfectionism in Student Suicide: Three Case Studies from the UK. Journal of Death and Dying, 61, 251-267.

[21] Flett, G. L., Panico, T., & Hewitt, P. L. (2011). Perfectionism, Type a Behavior, and Self-Efficacy in Depression and Health Symptoms among Adolescents. Current Psychology, 30, 105-116.

[22] Chang, E. C., Hirsch, J. K., Sanna, L. J., Jeglic, E. L., & Fabian, C. G. (2011). A Preliminary Study of Perfectionism and Loneliness as Predictors of Depressive and Anxious Symptoms in Latinas: A Top-Down Test of a Model. Journal of Counseling Psychology, 58, 441-448.

[23] Noble, C. L., Ashby, J. S., Gnilka, P. B. (2014). Multidimensional Perfectionism, Coping, and Depression: Differential Prediction of Depression Symptoms by Perfectionism Type. Journal of College Counseling, 17, 80-94.

[24] Eum, K., & Rice, K. G. (2011). Test Anxiety, Perfectionism, Goal Orientation, and Academic Performance. Anxiety Stress and Coping, 24, 167-178; Flett, G. L., & Hewitt, P. L. (2002). Perfectionism and Maladjustment: An Overview of Theoretical, Definitional, and Treatment Issues. In G. L. Flett & P. L. Hewitt (Eds.), Perfectionism: Theory, Research, and Treatment (pp. 5-31). American Psychological Association; Juster, H. R., Heimberg, R. G., Frost, R. O., Holt, C. S., & Faccenda, K. (1996). Social Phobia and Perfectionism. Personality and Individual Differences, 21, 403-410; Kawamura, K. Y., Hunt, S. L., Frost, R. O., & Dibartolo, P. M. (2001). Perfectionism, Anxiety, and Depression: Are the Relationships Independent? Cognitive Therapy and Research, 25, 291-301.

[25] Flett, G. L., Panico, T., & Hewitt, P. L. (2011). Perfectionism, Type a Behavior, and Self-Efficacy in Depression and Health Symptoms among Adolescents. Current Psychology, 30, 105-116; Mackinnon, S. P., Sherry, S. B., Graham, A. R., Stewart, S. H., & Mcgrath, D. S (2011). Reformulating and Testing the Perfectionism Model of Binge Eating among Undergraduate Women: A Short-Term, Three-Wave Longitudinal Study. Journal Counseling Psychology, 58, 630-646.

[26] Cockell, S. J., Hewitt, P. L., Seal, B., Sherry, S., Goldner, E. M., & Flett, G. L., et al. (2002). Trait and Self-Presentational Dimensions of Perfectionism among Women with Anorexia Nervosa. Cognitive Therapy and Research, 26, 745-758.

[27] Wang, H., & Li, J. (2017). Positive Perfectionism, Negative Perfectionism, and Emotional Eating: The Mediating Role of Stress. Eating Behaviors, 26, 45-49. Р. 48.

[28] Bieling, P. J., Israeli, A. L., & Antony, M. M. (2004). Is Perfectionism Good, Bad, or Both? Examining Models of the Perfectionism Construct. Personality and Individual Differences, 36, 1373-1385; Chang, E. C. (2000). Perfectionism as a Predictor of Positive and Negative Psychological Outcomes: Examining a Mediation Model in Younger and Older Adults. Journal of Counseling Psychology, 47, 18-26; Chang, E. C., Banks, K. H., & Watkins, A. F. (2004). How Adaptive and Maladaptive Perfectionism Relate to Positive and Negative Psychological Functioning: Testing a Stress-Mediation Model in Black and White Female College Students. Journal of Counseling Psychology, 51, 93-102; Dibartolo, P. M., Li, C. Y., & Frost, R. O. (2008). How Do the Dimensions of Perfectionism Relate to Mental Health? Cognitive Therapy and Research, 32, 401-417; Gaudreau, P., & Thompson, A. (2010). Testing a 2 × 2 Model of Dispositional Perfectionism. Personality and Individual Differences, 48, 532-537; Rice, K. G., & Mirzadeh, S. A. (2000). Perfectionism, Attachment, and Adjustment. Journal of Counseling Psychology, 47, 238-250 и др.

Сделать заказ

Отправьте заявку и мы свяжемся с вами в течении 30 мин

Отправляя данную форму, вы соглашаетесь c Политикой конфиденциальности